-------------------
И снова о Крыме.
Когда были там с Иришкой, обсуждали основное ощущение: в Крыму нет тех, для кого "Крым наш!" было бы больше, чем геополитическим лозунгом. Для кого за этой фразой стояла бы не абстрактная имперская гордость, а настоящая любовь к региону, боль за него, стремление сделать что-то для этой земли.
Я всё время вспоминаю слова бабушки Ани: "А потом татар увезли - и вода ушла вслед за ними". Это она про депортацию рассказывала. "Вода ушла" не просто так: при всей его благословенности в Крыму, чтобы была вода, чтобы всё цвело и благоухало, нужно приложить немало труда. Нужно знать, где найти родник, как его расчистить. Нужно поддерживать эту воду, грамотно "внедрять" культурные растения в "дикий" лес (эта культура - "сад в лесу" - называется "чаир"). Крымские татары, видимо, были единственными, кто по-настоящему любил и чувствовал Крым, кто считал его домом, кто понимал его специфику, кто готов был вкладывать труд поколений для того, чтобы Крым цвёл. Увезли их - и ушла вода. И это правда, что Украине Крым достался иссушённым, безводным, бесплодным. Бабушка Аня и об этом говорила.
Я очень хорошо помню возвращение крымских татар домой. Это, наверное, совсем отдельная тема - про настороженность, про чисто крымскую ксенофобию, про открытую враждебность людей, живущих в чужих домах, когда вернулись хозяева. Мы воспитывались в абсолютно интернациональном духе - и я очень хорошо помню, как меня резануло, когда впервые услышала от мачехи уничижительное, презрительное "Татарва понаехала!" Отдельная тема - про удивительную мудрость этого народа, сохранившего себя и свою культуру в изгнании, преодолевшего, хоть отчасти, эту враждебность (даже моя мачеха через несколько лет рассказывала, как "привели в порядок" кърымлы заброшенные территории, как там, где были пустыри, возникли деревни и цветущие сады). Отдельная тема.
Мы её с Ирой не обсуждали. Но говорили о другом: о странном ощущении, что властям Крыма не нужны люди, которые считают его своим домом. Все те, кто готов не только пользоваться этой землей, но и вкладывать в нее, - враги. Потому что если человек почувствует эту землю "своей", если он вложит в неё свой труд, он, чего доброго, пойдёт митинговать не за "российские пенсии", а за то, чтобы у него не отбирали доступ к заповедным местам, чтобы не отгораживали заборами реликтовые леса, чтобы не перекрывали тропы на мысе Айя... И где тогда прикажете депутатам обустраивать поместья? Нееет, лучше пусть за дешёвую колбасу митингуют, а мы под шумок ещё разделим и распилим. Показательно, что все захваты заповедных земель проходили практически без шума и пыли, и ни разу никакие митинги против незаконной застройки береговых территорий не собирали массовых протестов.
Потому-то совершенно логичным мне видится выдавливание крымских татар после прихода России. Выдавить, выселить, объявить вне закона всех, кто смеет считать себя хозяином на своей земле, кто в эту землю вкладывает труд и душу! Оставить безопасное "колбасное" население, и дальше по накатанной!
И вот сегодня - очередное подтверждение этого ощущения. От Мити. Митя много поездил по миру, выбирая место, где он хочет поселиться и жить. Выбрал - горный Крым, небольшое село в Бахчисарайском районе. Построил там дом, сделал питомник растений, устроил пространство для практики (Митя - психолог, психотерапевт). И чтобы дать что-то земле, которая его приютила, задумал возродить культуру чаира. Пообщался с крымскими татарами, изучил тему. Подписал договор с лесхозом, искал и расчищал родники на выделенном участке леса, убирал отмершие, мешающие деревья, сажал "сад в лесу", мечтал, что такие сады будут расширяться. А потом власть изменилась.
"Шестого августа утром в Бахчисарае состоится суд, где мне предъявят статью 260 уголовного кодекса (за вырубку деревьев при посадке чаира). Если кому интересно - приходите! Особенно хочу позвать кого нибудь из прессы".
Мне обидно до слёз. На наших глазах бьют по рукам, выдавливают, выживают тех, кто посмел что-то сделать для Крыма. Тех, для кого Крым - действительно Их.
Комментариев нет:
Отправить комментарий